Грузить.ру

Грузить.ру портал о погрузочной технике продажа покупка кранов и погрузчиков




Главная страница
Новости
Выставки
СМИ
Рекламодателям
Связаться с нами
Землеройная техника
Грузовики, самосвалы
Трактора и запчасти
Городская, уборочная техника
Техника для дорожного строительства
ЖД оборудование
Буровые и ГШО
Погрузчики
Мини грузовики, микроавтобусы
Услуги, лизинг техники
Промышленные помещения
Заводы спецтехники
Крановые заводы
Каталог поставщиков
Обработать заявку


15/01/2018

Российский рынок спецтехники: с чем мы подошли к 2018 году

Российский рынок спецтехники: с чем мы подошли к 2018 году

Содержание

·       Что повело к нынешнему состоянию рынка: как мы выживали, «впустили чужаков» и снова остались одни

·       Основные игроки российского рынка спецтехники

·       Открыта ли дорога для отечественных машиностроителей: покупательная способность заказчиков, ценообразование, роль государства

·       Положительные моменты на нашем рынке спецтехники, выводы и пожелания




Многих людей, работа которых так или иначе связана со спецтехникой (строительство, проведение коммуникаций, лесное хозяйство, аварийно-спасательные работы, добыча полезных ископаемых, а также продажа и обслуживание спецтехники и проч.), всегда интересует «взгляд сверху» на состояние рынка спецмашин, чтобы понимать, «где они находятся», и планировать своё будуще.


1


Что повело к нынешнему состоянию рынка: как мы выживали, «впустили чужаков» и снова остались одни

Не секрет, что за последние 25-27 лет нас всех качало, как на волнах бескрайнего океана, и берега часто было не видно – машиностроители боролись за выживание, учились существовать без помощи государства. Многие крупные заводы гибли, появлялось много компаний, уже умеющих «отбиваться от агрессивной внешней среды» в рыночной экономике. Мелкие компании, что совсем не удивительно, машиностроительным бизнесом занимаются редко. В 2000-е годы в страну завезли много импортной техники, быстро распространявшейся по заводам, стройкам, выставкам. То было золотое время для дилеров иностранных компаний, продвигавших Caterpillar, Bobcat, Liebherr, Doosan, Zoomlion, JCB и прочие марки спецтехники и отлично на этом зарабатывавших. С 2009 по 2014-2015 годы нас накрыло двумя волнами кризиса, которые, даже без участия недавно введённой политики импортозамещения, по экономическим законам «вымели» с российского рынка спецтехники всех иностранцев – из-за высоких курсов евро и доллара, когда китайская продукция стала стоить столько же, сколько ранее немецкая. Сохранил свои позиции разве что английский концерн JCB, много лет назад озаботившийся наличием двух очень активно работающих российских подразделений в Москве и Санкт-Петербурге (речь идёт о компании «Лонмади», основанной опытными московскими инженерами). Введённый в 2016 году закон об утилизационном сборе полностью перекрыл дорогу на наш рынок импортной спецтехнике б/у, так как по цене она становится дороже новой.

Основные игроки российского рынка спецтехники


1


Возможно, многим заказчикам, которые уже привыкли эксплуатировать немецкие башенные краны, американские бульдозеры, предпочитать китайские автогрейдеры нашим ДЗ-98 и ДЗ-122, весьма неуютно теперь без импортных спецмашин по доступным для них ценам. Однако факт остаётся фактом - в текущей ситуации основную роль на рынке играют снова крупные производители отечественной спецтехники:

  • «Челябинский тракторный завод» (гусеничные тракторы, бульдозеры, из которых весьма популярны марки Т10М, Б10М 10-го тягового класса, оснащённые по последнему слову техники – от ГМТ до 6-гранной кабины с максимальной обзорностью и системами ROPS - FOPS);
  •  завод «Промтрактор» (Чебоксары), изготавливающий гусеничные бульдозеры и трубоукладчики, в том числе и самые крупные модели в России, например, Т-40;
  • «Ивановский автокрановый завод», «Галичский автокрановый завод», «Клинцовский автокрановый завод», «Челябинский механический завод», выпускающие автокраны КС-, из которых наиболее популярная группа – с грузоподъёмностью 25-40 тонн;
  • завод «Челябинские строительно-дорожные машины» («ЧСДМ»), славящийся автогрейдерами тяжёлого класса ДЗ-98, его конкурент - завод «Дормаш»;
  • отечественные производители буровых и сваебойных машин.

Открыта ли дорога для отечественных машиностроителей: покупательная способность заказчиков, ценообразование, роль государства

Сейчас, казалось бы, дорога к развитию отечественного машиностроения в части спецтехники полностью открыта, и честь и хвала менеджменту тех крупных производителей, кто пережил последние три десятилетия и продолжает свою историю. Однако идеализировать ситуацию совсем не стоит. На этой дороге очень много «препон и рогаток»:

1)    После пережитых кризисов покупательная способность общей массы российских заказчиков низкая. Ориентироваться только на «богатых» в России не стоит, их всегда очень мало, и они «страшно далеки от народа».

2)    В кризис приобретались и продавались в основном запчасти (отечественные и импортные), а не машины. Сейчас можно отметить небольшой рост интереса непосредственно к самим спецмашинам – бульдозерам, автогрейдерам, баровым установкам – но только со стороны компаний, занятых в крупном государственном строительстве и добыче полезных ископаемых. «Обычные» строительные компании по-прежнему вынуждены вести очень экономный образ жизни.

3)    Современный автокран КС- грузоподъёмностью 25 тонн стоит 6-8 миллионов рублей, бульдозер Б10М «ЧТЗ» - 5-6 миллионов рублей, примерно столько же – автогрейдер тяжёлого класса ДЗ-98. Буровые шнековые установки на базе тракторов «ЧТЗ» стоят 7-9 миллионов рублей. Эти цены значительно увеличиваются за счёт введённого в 2016 году утилизационного сбора. О вреде от «утиля» с тех пор шумит весь Интернет, дискутируя, куда расходуется из бюджета и как накапливается для будущих целей «утиль». Он может увеличить цену бульдозера и автогрейдера больше, чем на 1 миллион рублей. У многих заказчиков нет таких денег, и многие заводы не могут продать свою продукцию по таким ценам вплоть до того, что обращаются с открытыми письмами в правительственные структуры.

4)    Возможно, при принятии правительственного постановления об утильсборе теоретически рассматривалась активная замена старого парка оборудования на новое. Этот момент оказался самым непродуманным. У владельцев техники моментально сработала установка «в России выбрасывать ничего нельзя». Они будут делать максимум для поддержания жизнеспособности старых и порой очень старых спецмашин. Отметим, что на нашем рынке до сих пор сохраняется интерес к гусеничным кранам б/у РДК-25, МКГ-25, «старым, как мир». «Дикий» рынок б/у, работающий, в том числе, через доски специализированных объявлений в сети Интернет, где автокран «Ивановец» 1991-1992 года г/п 25 тонн можно купить за 300-400 тысяч рублей, огромен и разрастается.

5)    На фоне той проблемы, что продукция заводов типа «ЧТЗ» и «ЧСДМ» дорогая и производится небыстро, приобретает популярность лицензионная сборка, в которой участвуют мелкие компании от «гаражей» до небольших чистых аккуратных сборочных цехов. Лицензионный сборщик много машин в год сделать не может, однако то, что собрал, может быть собрано весьма качественно. Стоит такая продукция на 1,5-2 миллиона дешевле, и лицензионные сборщики становятся всё более интересны на рынке спецтехники. Это выход для заказчиков, у которых не хватает денег на оригинальный бульдозер, но это плохо для государства и для выживаемости крупных заводов-гигантов.

6)    «Внезапно возникшая» под давлением обстоятельств политика импортозамещения также не может не вызывать проблем. К примеру, заводы «Промтрактор» и «ЧСДМ», а также и «Галичский автокрановый завод» и прочие давно и активно используют импортные запчасти и узлы известных мировых производителей – от дизеля и ГМТ до радиаторов и масляных насосов. В настоящее время иностранные запчасти баснословно дороги, достать их трудно, и это сказывается и на кармане заказчика, и на возможностях завода выживать и развиваться.

7)    Государство по-прежнему проводит экономическую политику невмешательства в работу заводов, похожую на принцип «laisser faire» («лесе-фэр») в Европе 17-18-го века, который дословно в переводе называется «Оставьте нас в покое», «Позвольте нам действовать самим». Эта древняя устаревшая доктрина очень заметна, в первую очередь, именно в отечественном машиностроении. Крупные заводы очень редко могли существовать в любой стране без госзаказа, государственной помощи и регулирования. Наши производители спецтехники вынуждены выживать и придумывать технические и управленческие решения самостоятельно, без помощи государства, которое вместо ощутимой помощи ставит серьёзные препоны для развития, указанные выше. В нашем случае пресловутый «laisser faire» можно смело перевести и как «спустя рукава».

Положительные моменты на нашем рынке спецтехники, выводы и пожелания

Из положительных моментов можно назвать, что все вышеперечисленные тракторные и крановые российские заводы не только живы, но и постоянно работают над созданием новых моделей и усовершенствованием старых. В нынешнее время это настоящий героизм. Большие предприятия с хорошим менеджментом, конечно, достойны огромного уважения. Мы видим, к примеру, как хорошо идут дела, обновляется парк производственного оборудования и продолжается развитие концерна «КамАЗ» (правда, стоит сделать оговорку, что они имеют хороший госзаказ).

Продолжение использования качественных импортных запчастей в конструкциях – это ещё и большой профессионализм менеджеров по материально-техническому оснащению и логистике. При этом, конечно, это жаль и крайне вредно, что ввиду сложившейся обстановки мировые технические новинки к нам теперь не попадают или проникают с большим трудом.

В качестве вывода можно сказать, что мы работаем, несмотря ни на что, и в этом наша сила. На помощь в своём деле российский человек, наверное, и не привык рассчитывать («царь далеко, бог высоко»), однако, конечно, это грустно. Хотелось бы больше положительного внимания со стороны государства к важнейшей для экономики сфере машиностроения – в виде субсидий, программ по строительству новых заводов, а не только налогов и сборов.

Риторический вопрос: сколько новых машиностроительных заводов построено в России за последние 20 лет?.. Ответ нам всем известен. Можно с большим уважением относиться, к примеру, к качественным лицензионным сборщикам гусеничных тракторов, бульдозеров, а также автогрейдеров, но несколько предприятий мелкого и среднего бизнеса относительно ёмкости и потребностей российского рынка – это, конечно, не очень серьёзно.

 

Материал предоставлен ООО «Машсервис», г. Челябинск, ms-74.ru, поставщиком российской спецтехники с опытом работы около 10-ти лет.

Возврат к списку

 
На главную | Каталог крановой техники | Каталог организаций | Биржа грузоподъёмной техники | Новости | Контактная информация